Дата: 03.10.2024 Автор: Ирина Гильфанова Фотограф: Ирина Гильфанова
Помочь

Всё по буквам

Вся жизнь Никиты — упорядоченные буквы. Буквы складываются в слоги. Слоги — в слова. Но если в жизни воцаряется хаос, то буквы теряют смысл. Всё теряет смысл. Пока на помощь не приходит фонд «Я особенный»

Помочь

Два года назад Мария сидела за столом на кухне вся в слезах и говорила мужу: «Олег, я не могу! Надо что-то делать срочно». Где-то по квартире носился их девятилетний сын Никита: неуправляемый, агрессивный, громкий. Днём он крушил всё на своём пути, а по ночам вскакивал, верещал и долго не мог уснуть. «Это не мой сын, я не узнаю своего ребёнка!», — плакала в кабинете психолога Мария. 

У Никиты РАС. Но именно после переезда семьи из Серова в Екатеринбург его состояние резко обострилось. За месяц из спокойного нежного мальчика он превратился в «маугли», как тогда называли его родители.

Можно ли вернуть прежнего сына? Мария не спала по ночам, вытирала слёзы и искала ответ. Им стал курс по АВА-терапии от благотворительного фонда «Я особенный».

Мама Мария и её сын Никита / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана
Мама Мария и её сын Никита / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана

Кнопка переключения

Никита родился самым обычным мальчиком. До года и трёх месяцев научился ходить, немного разговаривать. А потом заболел. Старшая сестра заразила брата вирусом герпеса. И если у девочки он прошёл легко, то Никиту всего обсыпало. 

Две недели родители прижигали и мазали коросты на его теле. Болезнь проходила быстро, но что-то невозвратимо поменяла в Никите, будто включила какую-то кнопку. Вместе с корочками от болячек уходили и навыки обычного ребёнка. 

Никита перестал смотреть в глаза, откликаться на своё имя и говорить. Он долго монотонно водил машинкой по ковру, пока Мария смотрела на него и понимала: «У моего ребёнка — аутизм».

Мария держит Никиту за руку / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана
Мария держит Никиту за руку / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана

Принятие диагноза было лёгким: без истерик, сожалений, стеснений. В семье ничего не изменилось. Родители всё так же любили сына. Просто он перешёл из обычного садика в коррекционную группу. 

— У нас было хорошее детство, — вспоминает Мария. — Никита был управляемым и усидчивым. Он занимался, любил считать, рисовать, лепить, песенки петь. В три с половиной года ему поставили РАС. Но мы даже не задумывались о том, что нужно оформить инвалидность. Но два года назад нам пришлось это сделать.

«Вихрь» в четырёх стенах

Всё изменил переезд, а перед этим — затяжная изоляция дома из-за пандемии коронавируса. Новая квартира, люди, улицы, шум. Слишком много стресса для особенного ребёнка. В одночасье спокойного и послушного Никиту как подменили.

— У сына произошёл мега-большой откат, все навыки будто обнулились. Он был как вихрь, ураган. Мы не заходили в магазин, потому что я не могла удержать Никиту. На площадке гуляли только по вечерам всей семьей, чтобы ловить его, если он побежит. К нам начал ходить педагог на домашнее обучение, но Никита не мог заниматься. Он кричал, сползал под парту, а мы — за ним, — перечисляет Мария. — Я ходила к неврологу и психологу, рёвом ревела, что мне плохо. Мы все были к этому не готовы.

Никита с игрушкой «гусь-обнимусь» / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана
Никита с игрушкой «гусь-обнимусь» / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана

Ещё Марию подкосили рухнувшие надежды найти тьютора для мальчика — это было слишком дорого. Она поняла, что ей самой придётся стать сопровождающим для Никиты в школе. Но как им быть, женщина не знала. Именно тогда благотворительный фонд «Я особенный» открыл курс для родителей по АВА-терапии. Для Марии он стал словно глоток свежего воздуха. Наконец-то, она нашла выход. 

Три месяца весной 2023 года Мария обучалась АВА-терапии и тут же использовала знания на практике. Никита научился сидеть на уроках до перемены, а его индивидуальные занятия перенесли из комнаты дома в школьный кабинет.

— АВА — это воспитание без наказания и стресса, — объясняет Мария. — Первое, чему нас учили на курсах, — расположить ребёнка к занятиям, к педагогу, к себе. Второе — обучать и поощрять за усилия. Потом задания усложняются, поощрение уменьшается, и он привыкает работать просто так.

Марию учили корректировать поведение ребёнка, находить причину истерик и устранять её. Все эти знания она использует в общении с Никитой каждый день. В решении проблем помогали и индивидуальные занятия со специалистами фонда «Я особенный», и лекарства, которые прописали врачи. 

Никита / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана
Никита / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана

— Для меня было счастьем, когда мы вышли из четырёх стен! До этого несколько месяцев дома ходили за ручку и учили слово «стоп». Потом гуляли по двору, позже — по магазинам. А сейчас, через год, мы уже ходим по торговым центрам на мастер-классы. Это большой прогресс! — с гордостью говорит Мария. 

Ещё благодаря занятиям Никита научился глубоко и медленно дышать, когда вокруг слишком много шума и стресса. Главное, чтобы рядом была чья-то рука, которую он мог бы сжать и почувствовать, что всё хорошо. А когда Никита становится спокойнее, спокойнее становится и его мама.

— Два года назад мне казалось, что уже ничего не получается, я не справлюсь. А сейчас всё хорошо, я понимаю, что мне нужно делать ради цели. 

Мария общается с сыном / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана
Мария общается с сыном / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана

Человек-букварь

Кит — сокращение от Никита. Так его называют только в семье. Кит перестал быть «вихрем». Теперь дома он главный гуманитарий или даже книжный червь.

— Китёнок мой, давай я тебя обниму, — говорит Мария, протягивая руки вперёд.
— Яр-ркие краски, картинки-половинки. Заказать? — с выражением голосом диктора произносит Никита, обнимая маму.
— Это название книги, Кит? Он научился находить новые книжки на маркетплейсах, а потом выпрашивать их, — говорит Мария.

Больше всего Никита обожает буквари. В его общей с сестрой комнате особо нет игрушек и машин. Все полки, рабочий стол и кладовая завалены книгами, пособиями и тысячами карточек со слогами и буквами. 

Никита показывает свои кубики с буквами / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана
Никита показывает свои кубики с буквами / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана

Однажды Кит попросил родителей распечатать ему слоги. Четыре часа Мария и Олег вырезали 500 карточек, а потом на три дня потеряли сына. Мальчик в упоении раскладывал слоги в разных последовательностях и строил слова. 

— Мы уже не знаем, как это остановить, — смеётся Мария. — Но, с другой стороны, может, и не надо? Вдруг он будет профессором?

В три года Кит уже знал алфавит, в пять считал до ста, в шесть читал по слогам, а в десять выучил таблицу умножения. Когда ему стало мало русского алфавита, он выучил английский и испанский и, зачем-то, китайские цифры. Всему этому мальчика никто не учит. Просто это любовь к буквам и цифрам.

Никита вытаскивает из кладовки большую коробку с карточками, вываливает содержимое на пол и принимается за поиски всех слогов с буквой «Б». Родителям приходится подключиться.  

Родители ищут недостающие карточки для Никиты / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана
Родители ищут недостающие карточки для Никиты / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана

— Б, о! Б, я. Б, у! Б, мягкий знак, — декларирует Никита. — Зелёная трава, белые облака, голубое небо. Где «Б, мягкий знак»?
—  Было такое, что Кит весь день говорил слово «подъязок». Я ему: «Нет такого слова, Никита!». А потом в интернет залезла — оказывается, это рыба такая! Олег, я себя с ним иногда глупой чувствую, — рассказывает Мария, перебирая карточки со слогами. 

Наконец, все слоги с «Б» найдены и выстроены в ровные ряды. Мы радостно смотрим сверху на карточки. Вдруг Никита поворачивается к нам:

— Где «Б, ю»? 
— Никита-а! — хором восклицают родители и смеются. 

Карточку с «Б, ю» пришлось нарисовать. Кит остался доволен. 

Никита с мамой / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана
Никита с мамой / Фото Ирины Гильфановой для Фонда Ройзмана

АВА-терапия сложила для Никиты смыслы и правила жизни так же понятно, как буквы складываются в слоги, а слоги — в слова. Ребёнку стало проще учиться и привыкать к переменам. А у его родителей появился понятный и рабочий инструмент общения и обучения сына. И теперь новые проблемы в его поведении не вызывают панику у Марии — она чётко знает, как и что делать. И делает это успешно. 

Благотворительный фонд «Я особенный» проводит курсы по АВА-терапии для десятков родителей особенных детей абсолютно бесплатно. С хорошей базой знаний и помощью со стороны грамотных специалистов у взрослых больше не опускаются руки.

Пожалуйста, поддержите этот проект регулярным пожертвованием по форме снизу. Средства фонд «Я особенный» направит на оплату труда психологов и педагогов, а также на техническую поддержку обучения, чтобы родители могли и дальше бесплатно получать знания о воспитании своих особенных детей. Большое вам спасибо!

Спасибо, что дочитали до конца!

Благотворительные организации и социальные проекты решают важнейшие социальные проблемы, с которыми не может справиться государство. Они системно помогают людям, образуют общественный диалог на тему насущных проблем, будь то социальное сиротство, социально значимые заболевания или экстренная помощь пострадавшим от насилия людям или животным.

Вы можете поддержать описанное НКО, оформив ежемесячное пожертвование по форме ниже, чтобы сотрудники могли планировать работу, расширяться и просто продолжать поддерживать тех, кому это необходимо. Спасибо за ваше неравнодушие!



Назад

При оплате с помощью короткого номера

Отправьте SMS-сообщение на номер 3443 с ключевым словом «ЛЮДЯМ» и через пробел укажите цифрами сумму пожертвования в рублях.

Например: ЛЮДЯМ 100

В ответ вы получите SMS для подтверждения платежа. Подтверждение платежа может прийти с короткого номера, на который отправляли первоначальное SMS-сообщение, или с сервисного номера оператора связи.

Услуга доступна для абонентов МТС, Билайн, Мегафон, Тинькофф Мобайл, Yota.
Допустимый размер платежа — от 1 до 15 000 рублей.
Стоимость отправки SMS на номер 3443 – бесплатно.Комиссия с абонента - 0%.

Мобильные платежи осуществляются через платёжный сервис MIXPLAT. Совершая платёж, вы принимаете условия Оферты Информацию о порядке и периодичности оказания услуг и условиях возврата вы можете получить по телефону +7 495 775 06 00 или почте support@mixplat.ru

Сотовые операторы

Уральский банк ПАО Сбербанк
БИК 046577674
к/с 30101810500000000674
р/с 40703810716540002434
ИНН/КПП 6685104760/668501001

ООО «Банк Точка»
БИК 044525104
к/с 30101810745374525104
р/с 40703810520000002133
ИНН/КПП 6685104760/668501001