Стойкая Лиза

«Я не понимаю, как это — вот просто встать и пойти. Просто встать и пойти. Не понимаю. Вот брат же ходит, мама ходит. А я — нет» — говорит десятилетняя Лиза.

Собрано: 250 460 руб. Нужно: 248 000 руб.
100%
Автор фото: Аня Марченкова
Автор статьи: Марина Бушуева


Лизе десять лет и только сейчас она учится делать несложные, но важные вещи — поднимать вещи с пола, шагать без опоры. Эти навыки она приобретает на болезненных и сложных реабилитациях, которые девочка стойко переносит. И знает, что однажды у неё всё получится. 

За маленькой партой в своей комнате сидит Лиза и болтает ногами в розовых ортопедических ботинках. Только что от неё ушла учительница, и девочка начала делать уроки. Узнав о том, что у неё интервью, она гордо рассказывает: «У меня пятёрки, четвёрки, пятёрки с минусами, пятёрки с плюсами. Больше всего я люблю английский и математику! А ещё я скоро пойду в школу! Меня пригласили на настоящий урок математики, и я посмотрю, как другие ребята сидят за настоящими партами!», — Лиза скучает по общению с детьми. Его было достаточно, когда девочка ходила в садик, а теперь почти нет: она на домашнем обучении.  

Лиза обедает после уроков/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана


Садик был самый обычный: интеллект и речь развивались у неё по годам, несмотря на детский церебральный паралич. Единственное, что её сковывает сегодня — плохо отзывающиеся ноги и руки. По улице она может передвигаться только на коляске, зато по дому ходит сама — нужно только держаться за стену. 

В районной школе, куда должна была пойти Лиза, её буквально вынудили остаться на домашнем обучении. В прокуратуре Лизиной маме, Елене, сказали, что девочка своим присутствием ущемит права других учеников — там не созданы условия для детей с инвалидностью. 

Лиза делает упражнения из курса для реабилитации/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана


«В школе должны быть поручни, пандусы, специально оборудованное место — говорит Елена. — В классе должно учиться двадцать человек. У нас в классе — тридцать. Мне предложили школу на другом конце города. Я опешила. Как я буду её туда возить?». 

Семья

Сейчас, зимой, Лиза не видится с подружками из двора. С друзьями из садика и с конкурса чтецов она созванивается по скайпу. Лиза не может подружиться с одноклассниками, потому что никого из них не знает — большую часть времени она проводит дома. Её лучшие друзья — новорождённый брат Миша и мама. 

Елена помогает Лизе тренироваться/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана


Вместе они проводят всё время — и учебное, и свободное. Мама всегда рядом. И вынуждена защищать девочку не только от оскорблений, но и от равнодушия сотрудников госучереждений. Елена почти привыкла ругаться с сотрудниками поликлиник, школ и прокуратур, доказывая, что девочка с инвалидностью — такой же ребёнок, как и все остальные. 

«Я не была готова к этому. Не знала, что делать. Когда забеременела, я была обычной студенткой, мне было двадцать четыре. Работала с девятнадцати в аптеке, строила планы на будущее. Встретилась с человеком, которого полюбила. Он мне наобещал всего. А оказалось — выпивал. И бил меня под "этим делом". Он мне внушил, что я никто и звать меня никак. От всех оградил, от всего: от мамы, от подруг. Мне казалось, что я ничтожество. Я почти похоронила себя». 

Лиза собирается на прогулку во двор/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана


Когда Елена забеременела Лизой, она рассказала своему мужчине, что это — девочка. Он разозлился и избил беременную девушку на двадцать четвёртой неделе. Через полтора месяца у Елены отошли воды — организм начал отторгать плод на шестом месяце. Прежде чем родиться Лиза почти сутки провела без кислорода. Поспешные действия врачей в роддоме, областная больница, реанимация. Когда Елена увидела девочку впервые, та была размером с ладонь. В два года Лизе поставили церебральный паралич. С тех пор всё своё время и силы Елена отдаёт лечению дочери, отказавшись от планов, которые строила на будущее в двадцать четыре. 

Лизе трудно и больно ходить, но чтобы однажды делать это без поддержки мамы, нужно заниматься каждый день/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана


Она работала по ночам, чтобы заработать на курс реабилитации, ездила с дочкой на операции в Курган, Челябинск, Екатеринбург из небольшого города в Свердловской области. Смогла найти врачей, которые без равнодушия и злости снова и снова повторяют с Лизой одно и то же упражнение и готовы отвечать на «дурацкие» вопросы Елены о состоянии дочери. 

Непроизвольное движение 

Жизнь ребёнка с церебральным параличом похожа на непрестанное упражнение: нужно учиться чему-то, что у нормотипичных людей получается само собой, — говорить, ходить, управлять руками и телом. 

«Если не заниматься с докторами, то весь прогресс пропадет. Лиза научилась ходить только в пять лет. Потом мы сделали ей операцию на стопы в Центре Илизарова, она провела несколько месяцев в гипсе. Мышцы «исчезли» совсем, и Лиза перестала ходить. Пришлось заново учиться: была сложная реабилитация. И вот ещё. У Лизы было косоглазие, операцию на глаза сделали». 

Часто детей во дворе не оказывается и мама с Лизой гуляют вдвоём/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана


Лиза смотрит на маму и вертит головой, закрывая уши руками. «Салон красоты! Мы были в салоне красоты!» — кричит она, перебивая Елену. Слово «операция» Лиза не любит, оно страшное. Женщина ласково смотрит на дочь и исправляется: «Да, мы были в салоне красоты. У неё совсем глаз уходил, теперь глаза смотрят ровно, но нужно заниматься на специальном аппарате, чтобы всё не вернулось обратно. Мышцы поддерживать». 

Лиза оборачивается на десятимесячного брата. — «Смотрите! Мишуша ходит! Мишенька мой талантливый! Мама говорит: “Учись у Миши”. Я хочу попробовать. А что если он будет надо мной смеяться, когда вырастет? Мишенька уже знает, как машинку катать. А я недавно научилась вещи с пола поднимать! И могу половину комнаты сама пройти! Хотите покажу?»

Чтобы скатиться с горки, Лизе приходится забираться по лестнице ползком/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана


Лиза осторожно встаёт с дивана. Закусывая нижнюю губу, сжимаясь всем телом, она проходит полтора метра: от дивана до противоположной стены. Без опоры и хорошей разминки это очень много. 

Лиза может немного идти с опорой. Иногда ею служит коляска, на которой она обычно находится дома и вне него/Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана


Лиза злится от вопроса о том, зачем занимается с кинезиотерапевтом. Очевидно же: чтобы научиться ходить. Чтобы танцевать и гулять во дворе, чтобы ходить в школу, помогать маме по дому. Лиза прошла уже много курсов реабилитации. Но детям с церебральным параличом нужно заниматься постоянно, чтобы закреплять прогресс. Чтобы суметь пройти целую комнату или дом без опоры, Лизе нужно продолжать заниматься с кинезиотерапевтом и делать массаж: «Я терплю и стараюсь!» — говорит Лиза. А чтобы поддерживать здоровье глаз, нужны занятия на специальном аппарате. Каждый курс лечения стоит несколько десятков тысяч рублей — много для семьи с двумя детьми. Пожалуйста, пожертвуйте любую удобную для вас сумму по форме ниже. Это поможет Лизе сделать ещё один шаг к здоровью и обычной жизни, как у других детей.

1268

Помочь проекту

Через интернет

SMS с кодом

Через сбербанк

Банковской картой или электронными деньгами

Регулярные списания с вашей банковской карты или PayPal для поддержки проекта Стойкая Лиза будут списываться пока не будет собрана вся требуемая сумма. После завершения сбора средств ваши автоматические пожертвования будут перенаправлены на следующий сбор в рамках такой же категории нуждающихся или на уставные цели фонда.

Единоразовое пожертвование в пользу проекта Стойкая Лиза.

Я хочу пожертвовать: 100 руб.

Отправьте SMS на короткий номер 3443 с текстом сообщения: ЛЮДЯМ 100

«ЛЮДЯМ» - идентификатор пожертвования нашего фонда, 100 - сумма пожертвования в рублях.

Обратите внимание, что между идентификатором и суммой обязательно должен стоять пробел!

Для пожертвования конкретному проекту, укажите его название после суммы, поставив между ними пробел.

Услуга доступна для абонентов: sms

Комиссия с абонента - 0%.
Пожертвование осуществляется на условаях публичной оферты

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполните необходимые поля и оплатите ее в любом отделении банка.

Скачать квитанцию

Пожертвование осуществляется на условаях публичной оферты

Напомнить

Напоминать сделать пожертвование в другое время

Частота напоминания

Собрано: 0 руб.
Нужно собрать: 248 000 руб.