Своих не бросаем

Один день бригады выездной паллиативной службы уральского хосписа 

Первый екатеринбургский хоспис
Собрано: 1 006 861 руб. Нужно: 12 489 667 руб.
8%
Автор фото: Марина Молдавская
Автор статьи: Анна Дворецкая

До тех пор пока человечество не научится исцелять смертельно больных людей, выходом для него станет паллиативная помощь. Она заключается не в излечении болезни, её цель — уменьшить страдания пациента, улучшить качество его жизни и жизни его близких.

В данный момент в Екатеринбурге, где проживает 1,4 млн человек, работает всего один хоспис, который одновременно он может принять 55 пациентов. Однако этих мест не хватает, чтобы вместить всех нуждающихся, и большое количество больных вынуждены неделями ждать своей очереди на госпитализацию. Выходом может стать развитие выездной паллиативной службы. Сотни тысяч людей нуждаются в такой помощи, их нельзя бросать один на один с болезнью и страданием.

Сейчас в Екатеринбурге работает лишь одна бригада выездной службы паллиативной помощи при первом городском хосписе. В нее входят врач Станислав Киселев, медбрат Александр Балдин и водитель Станислав Пудовкин. Функцию диспетчера выездной службы выполняет Яна Садчикова.

По просьбе Благотворительного Фонда Ройзмана журналист и фотограф провели день вместе с выездной бригадой паллиативной помощи первого екатеринбургского хосписа.


В день диспетчер принимает 15-20 обращений от пациентов. Они узнают номер через интернет, спрашивают у знакомых, также паллиативную бригаду выписанным пациентам вызывают и больницы. «Многие даже не знают, что существует возможность вызвать такую бригаду, если бы знали, то вызовов было бы гораздо больше», — говорит Яна Садчикова.

Медики ездят на вызовы на пятиместном автомобиле Lada Largus с красными крестами на капоте и бортах. Машину год назад подарил хоспису один из екатеринбургских депутатов. В этом авто бригада отправляется на выезды во все районы Екатеринбурга, а также в пригород уральской столицы.

Официальный рабочий день бригады начинается в 8 часов. В итоге в день врач и медбрат в совокупности успевают посетить 7-9 пациентов. Рабочий день бригады должен заканчиваться в 17 часов, однако часто оказывается длиннее.

«Бывают дополнительные неожиданные вызовы — людям плохо, и мы едем помогать, даже если у нас конец рабочего дня, мы же не можем их бросить. Приходится задерживаться иногда на час-полтора», — говорит медбрат Саша.

На вызовы врач Станислав Киселев и медбрат Александр Балдин ездят порознь — у них разные функции. Врач проводит осмотры, корректирует лечение: к примеру, отменяет обезболивающее, если оно перестало помогать, назначает курсы новых препаратов. Он же принимает решение о госпитализации в хоспис, если это необходимо. Медбрат непосредственно ставит капельницы и уколы, меняет катетеры, делает перевязки.

Сегодня в первой половине дня к пациентам отправляется медицинский брат выездной паллиативной службы хосписа Александр Балдин.


Александру 23 года. Он окончил медицинский колледж, после этого с удовольствием работал медбратом в детской больнице. От любимой работы пришлось отвлечься ради армии. Когда закончилась служба, вакансий в детской больнице не было и так случилось, что Саша пошел работать в хоспис. Параллельно с выездной службой он трудится и на приеме пациентов.

Саша рассказывает, что работать с неизлечимо больными людьми было тяжело лишь первый месяц. «Только привыкнешь к человеку, а его не становится. Было сильное сожаление, когда хорошие пациенты уходили. Очень запомнился один приятный, добрый дедушка в хосписе. Ему жена привозила ягоды, и он делился со всеми, всех угощал, рассказывал разные интересные истории, говорил “я к вам еще осенью приеду”. А потом стремительно умер. Это произошло не в мою смену, — вспоминает молодой человек. - Говорят, что у медиков со временем выстраивается внутренняя стена. Чувство жалости тоже притупляется, но оно никогда не уходит окончательно».

Родители и девушка Саши не имеют ничего против его работы, а вот далекие от медицины друзья раньше уговаривали уйти с места, где постоянно приходится контактировать со смертью. Но Саше нравится работать в хосписе: «Мне хочется помогать, я всегда пытаюсь максимально облегчить страдания пациентов, сделать все от меня зависящее, чтобы им стало легче».


Саша рассказывает о себе несколько нехотя, даже чуть стесняясь. За разговорами мы подъезжаем к дому первого пациента. Водитель мастерски паркуется в переполненном узком дворе. Саша в куртке, надетой поверх медицинской формы, ловко вытаскивает с заднего сидения объемную медицинскую сумку и направляется к подъезду. В квартире его давно ждут — он должен поставить капельницу с обезболивающим пожилому пациенту. Нас встречает супруга больного, соглашается с нами побеседовать, но просит не тревожить мужа и не фотографировать его лицо. «Муж у меня — военный, постоянно проходил профосмотры, но врачи «упустили» онкологию. 8 лет назад ему неожиданно стало плохо, увезли его на скорой в больницу, прооперировали, опухоль удалили. Но вот снова началось. Не знаю, что будет дальше. Люди — слабые существа, очень слабые», — вздыхает женщина.

О существовании бригады она узнала не так давно. «Врач к нам впервые пришел несколько дней назад, назначил капельницы, вот сейчас ставят, вроде помогает, тьфу, чтоб не сглазить. Хорошо, что молодые медики приходят. У них жалости больше, у старых ее нет — они считают, что страдать это нормально», — сетует пенсионерка и торопливо убегает на зов мужа.

За 20-30 минут Саша успевает провести все необходимые манипуляции, и бригада отправляется дальше — на другой конец города. Медбрата ждет бабушка молодого человека, который после отравления некачественным алкоголем потерял возможность ходить и разговаривать.


Еще во время разговора с диспетчером бабушка молодого человека посетовала, что тот ведет себя агрессивно, вырывает трахеостому и сопротивляется любым манипуляциям с собой. Но Саша находит подход и к нему, в присутствии медбрата — пациент ведет себя спокойно.

«Агрессия конечно бывает. Пациентам психологически тяжело принять то, что с ними происходит. Но если адекватно с ними разговаривать, объяснять им, то они постепенно успокаиваются», — объясняет медбрат.

Таким образом, мы посещаем еще нескольких пациентов. Саша без суеты, но быстро ставит уколы и капельницы, попадая даже в самые малозаметные вены, параллельно разговаривает с больными и их родственниками.

В квартирах одиноких людей он задерживается чуть дольше. Чувствуется, что его не хотят отпускать, стараются задержать разговорами на отвлеченные темы. Но долго задерживаться нельзя — ждут другие пациенты.

Около 12 часов мы отправляемся в хоспис: Саша идет заполнять документы и вносить данные о сегодняшних посещениях в компьютерную базу, чтобы можно в любой момент было посмотреть какое лечение и когда получал пациент. Водитель отправляется обедать.

После короткого обеда в автомобиль садится врач выездной паллиативной службы Станислав Киселев.

Станиславу 36 лет, он пришел в паллиативную помощь около двух лет назад со «скорой». Сейчас он продолжает параллельно работать — берет несколько «суток» в месяц. Шутит, что недостаток адреналина на «скорой» компенсирует с помощью парашютного и мотоспорта.

«Сейчас паллиативная медицина — это наиболее востребованный вид помощи. Большую часть работы необходимо проводить в домашних условиях. Причина не только в нехватке мест, но и в том, что очень многие пациенты хотят оставаться дома до конца, и естественно бросать их в этой ситуации нельзя», — говорит Станислав.


По его мнению, работа в хосписе дает гораздо больше, чем можно подумать на первый взгляд: «Все люди, которые подлежат паллиативной помощи, иначе воспринимают течение времени. То, что для нас кажется мелочью, для них становится крайне важным. На такой работе вообще происходит переоценка многих ценностей. Чаще всего такие люди — эмоционально сильные, и у них многому можно научиться, тому же терпению».

Пациентов врач посещает в деловом костюме. Он объясняет, что белый халат он надевает редко, так как тот зачастую заставляет людей нервничать: «У кого-то давление повышается, кто-то в ступор впадает. Я практически не произвожу никаких манипуляций, поэтому и мне так удобнее, и пациентам спокойнее».

Пока мы едем в машине, он много шутит, но при общении с пациентами и родственниками спокоен и сдержан, у него очень ровный голос, как у дипломата.

На первом адресе — ухудшение состояния у пожилого мужчины с онкологией. После осмотра Станислав несколько раз терпеливо объясняет его супруге, что необходимо сделать. Утешает, подбадривает, снова объясняет.


Женщина изо всех сил старается не плакать, рассказывает как мужу плохо, а тот лишь тяжело вздыхает на кровати. Врач выписывает лечение, обещает приехать через несколько дней и в случае необходимости госпитализировать пациента в хоспис.

Мы отправляемся в одну из городских больниц, где необходимо осмотреть пожилую даму и принять решение о ее госпитализации в хоспис. У женщины был инсульт, и сейчас она практически не реагирует на происходящее, живет в своем мире. В обычной больнице ей уже не могут ничем помочь. Станислав беседует с лечащим врачом, изучает документы пациентки и говорит, что в ближайшее время за ней приедет специальная служба, которая увезет ее в хоспис. На автомобиле бригады больных в хоспис никогда не увозят, в нем нет места для лежачих больных.

Отправляемся по еще одному адресу. У подъезда возникает заминка — на звонок в домофон долго никто не отвечает, но врач терпеливо ждет. В итоге нам открывает сама пожилая пациентка, ей под 80 лет, ходит она с большим трудом. Квартира завалена старыми вещами, всюду царит хаос. На улице июнь, а на вешалке в коридоре висит зимнее пальто с меховым воротником. Понятно, что хозяйке некогда заниматься уборкой — все силы уходят на борьбу с болезнью.


Хозяйка суетится, безуспешно пытается найти медицинские документы и каждые 30 секунд предлагает врачу присесть. Тот пытается ее успокоить, задает вопросы о самочувствии, спрашивает, что она принимала в ближайшее время, как справляется с болями. Чуть позже появляется дочь пенсионерки, она впервые видит врача и настроена несколько агрессивно, сразу начинает спорить по поводу назначенного лечения. Но Станиславу постепенно удается ее убедить в необходимости нового препарата, она соглашается, однако намерена сама ставить матери обезболивающие уколы.

Станислав выходит на улицу, закуривает и объясняет методы своей работы: «В паллиативе надо быть более терпимым, чем где бы то ни было. Люди из-за своего несчастья как пациенты могут быть капризными, нервными. При любых обстоятельствах надо соблюдать абсолютное спокойствие с больными и с их родственниками».

Мы посещаем еще нескольких пациентов. После чего едем в хоспис. Сегодня удалось завершить смену вовремя.

Екатеринбургу, безусловно, необходимо большее количество бригад паллиативной выездной службы, так как существующая команда не в состоянии обслужить всех нуждающихся. В месяц медики бригады могут нанести не более 180 визитов пациентам. Для города-миллионника этого явно недостаточно.

В данный момент Благотворительный Фонд Ройзмана открыл сбор на покупку автомобиля и оборудования для второй бригады выездной паллиативной службы. Если в городе появится еще одна такая бригада, это даст возможность сотням людей вовремя дождаться помощи. В ваших силах поддержать этот проект, даже небольшое пожертвование поможет большому делу.


320

Помочь проекту

Через интернет

SMS с кодом

Через сбербанк

Банковской картой или электронными деньгами

Регулярные списания с вашей банковской карты или PayPal для поддержки проекта Первый екатеринбургский хоспис будут списываться пока не будет собрана вся требуемая сумма. После завершения сбора средств ваши автоматические пожертвования будут перенаправлены на следующий сбор в рамках такой же категории нуждающихся или на уставные цели фонда.

Единоразовое пожертвование в пользу проекта Первый екатеринбургский хоспис.

Я хочу пожертвовать: 100 руб.

Отправьте SMS на короткий номер 3443 с текстом сообщения: ЛЮДЯМ 100

«ЛЮДЯМ» - идентификатор пожертвования нашего фонда, 100 - сумма пожертвования в рублях.

Обратите внимание, что между идентификатором и суммой обязательно должен стоять пробел!

Для пожертвования конкретному проекту, укажите его название после суммы, поставив между ними пробел.

Услуга доступна для абонентов: sms

Комиссия с абонента - 0%.
Пожертвование осуществляется на условаях публичной оферты

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполните необходимые поля и оплатите ее в любом отделении банка.

Скачать квитанцию

Пожертвование осуществляется на условаях публичной оферты

Напомнить

Напоминать сделать пожертвование в другое время

Частота напоминания

Собрано: 1 006 861 руб.
Нужно собрать: 12 489 667 руб.