Дата: 07.11.2024
Фотограф: Аня Марченкова
Помочь Фонду
«Мы хотим научить ребят эмоциональному восприятию, но сами отвыкли от него»
Чему работа с аутичными подростками может научить опытного театрального режиссёра – рассказывает Дмитрий Зимин, постановщик проекта #ЗАживое
Помочь Фонду«Фонд Ройзмана» уже полгода поддерживает инклюзивный театральный проект #ЗАживое, участники которого – молодые люди с аутизмом и другими особенностями ментального развития. За это время мы собрали более ста пятидесяти тысяч рублей и рассказали истории пяти его участников. В преддверии 2 апреля, Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, мы поговорили с Дмитрием Зиминым – режиссёром #ЗАживого о том, как начиналась его работа над проектом, об открытиях и неожиданностях этого процесса и о том, за что опытному режиссёру до сих пор бывает страшно.
Аутизм – неврологическая особенность развития. Она влияет на мышление, восприятие окружающего мира, социальные навыки, внимание и речь человека. Медицинские исследователи до сих пор не пришли к однозначному выводу о том, какие процессы в организме и мозге вызывают аутизм, а разнообразие симптомов и проявлений (поэтому и говорится: расстройства аутистического спектра) затрудняет его описание. Например, у одного человека с аутизмом может быть чувствительность к громким звукам и прикосновениям – сенсорная чувствительность – у другого может их не быть. К самым распространённым (но не единственным) проявлениям аутизма относят: гиперчувствительность, трудности с социальным взаимодействием и когнитивной функцией.
Молодые люди с аутизмом зачастую оказываются в социальной изоляции из-за ограниченного количества вариантов, куда они могут пойти, чувствуя себя в безопасности. В 2016 году в Екатеринбурге одним из таких мест стал инклюзивный театральный проект #ЗАживое во главе с режиссёром Дмитрием Зиминым.
Подготовка к проекту
«Летом 2016 года мы с Леной [Возмищевой, куратором #ЗАживого] попали на лабораторию Театра наций и проекта “Прикасаемые” [проект по интеграции слепоглухих людей в творческую среду], которые три дня делали интенсив со слабовидящими и слабослышащими людьми. Мы остались под большим впечатлением.
Лена предложила сделать нечто подобное в Екатеринбурге. Мне предстояло стать педагогом и режиссёром нового проекта, который мы создали с нуля — инклюзивного театра #ЗАживое».
Инклюзия – процесс включения людей с инвалидностью в активную социальную жизнь, а также набор практик, который помогает это сделать.
«Я думал всё лето. Начал ходить в один из местных ДК, где родители создали кружок для людей с аутизмом, ездил в психиатрическую больницу, беседовал с главврачом, читал книги про аутизм, общался с мамой одного из участников — она рассказала мне про особенности ребят, которые сегодня занимаются в #ЗАживом.
Для себя я обозначил сразу, что моя цель – не стать специалистом в области коррекции. Я – театральный режиссёр и занимаюсь этим из личного интереса и большого увлечения процессом».
Страхи
«Сначала мне было страшно. Я не знал, как работать с такими людьми. Насчёт каких-то вещей меня проконсультировали, но совершенно непонятно было, как завоевать внимание ребят. Первое время я чувствовал зажимы, мне казалось, что я делаю что-то неправильно. Думал, что ничего не могу им дать и не имею права этим заниматься, не доверял себе.
У меня перед глазами был пример – “Прикасаемые” – спектакль, который взял “Золотую Маску”. Я думал, что нужно всему этому соответствовать: менять мир ребят, участвовать в фестивалях. Всё изменилось, когда я понял, что настоящий, честный диалог между мной и ребятами, между зрителями и ребятами, между всеми нами – это и есть главный результат. Как и в классическом театре».
Что это за спектакли?
С помощью инклюзивного театра его создатели надеются включить молодых людей с особенностями развития в социум, параллельно развивая их навыки общения и взаимодействия с другими людьми.
«Некоторые наши спектакли, например, “Краткие истории о времени” (перед показом ребята-участники ходили с тьюторами на «свидания»: в театр, в гости к хаски, в кино и т.д., на самом спектакле пары участник-тьютор в формате сторителлинга делились впечатлениями — прим. ред.) – это своеобразная ирония над человеческой интеллектуальностью. Это обоюдный диалог: зрители ищут заумь, им комфортно в этом, а ребята, не притворяясь, говорят о понятных для себя вещах. И в этом большой кайф. На спектаклях самый крутой момент, когда зритель перестаёт просто умиляться ребятам на сцене и начинает включаться в процесс — у него появляются азарт и участие.
Во время спектаклей я не переживаю об актёрской реализованности ребят. Я переживаю, нужно ли им это, комфортно им сейчас или нет, не причиняет ли им это боль. Когда я вижу, что они на сцене и сами этому радуются, раскрываются, у них пропадает волнение, тогда и у меня снимаются все сомнения и вопросы .
Я буду рад, если на постановку придёт пять неравнодушных человек, которые будут участвовать в процессе с нами, чем придёт сто пятьдесят, которые будут сидеть в шоке, не понимая, что происходит, но будут делать вид, что они такие хорошие, потому что для них это – благотворительность. Для меня это мерзко».
Поиск понимания
Занятие в #ЗАживом начинается с небольшой спортивной разминки, чтобы включить ребят в процесс. Потом добавляются упражнения на развитие фантазии и воображения: например, участники делятся на пары и дают друг другу слова, на которые нужно придумать ассоциации, либо изобразить животное, характеристики которого тоже придумываются в процессе. Дальше – упражнения на внимание, включённость и чувство ритма: например, прохлопать по слогам предложение без единого звука, повторить позы нескольких людей с фотографии, попробовать придумать движения для определённых звуков, повторить их за другими участниками. Есть задания на понимание эмоций, на ощущения своего дела в пространстве и т.д.
«Когда я видел реакции и особенности поведения ребят первый раз, мне было страшно. Потом привык. Со временем ты переконвертируешь себя. Понимаешь, где не нужно провоцировать.
Как-то раз, когда очень переживал за случившийся эмоциональный выплеск кого-то из участников, я подошёл после занятия к его маме. Не зная, какое подобрать слово, сказал “агрессия”. На что она спокойно объяснила мне, что это — не агрессия, просто он не знает, как выразить своё ощущение и первое, к чему прибегает – знакомая форма реакции.
Сейчас нежелательное поведение у ребят случается нечасто, но если оно случится, я смогу успокоить, потому что хорошо знаю особенности участников.
В занятиях я ищу баланс между свободой и дисциплиной. Нельзя запрещать и навязывать, но при этом нужно отслеживать, чтобы все были включены в процесс, при этом не быть назойливым. У них есть свои слабые стороны, как у всех нас, на которые нужно обращать внимание — кто-то шумный, кто-то невнимательный, а увлечь нужно каждого. Например, я начал давать задание прохлопать в ритм одно предложение. Мы делали это на каждом занятии, несколько раз подряд, сначала проговаривая предложение целиком вслух, потом стараясь уходить от слов, оставляя только хлопки. Сейчас они делают это молча, включаясь в работу. Самая большая радость – видеть, когда без объяснений и напоминаний ребята делают какие-то вещи сами».
Работа с особенностями
На занятиях с ребятами тьюторы и режиссёр сталкиваются с разными проявлениями их особенностей: стимминг [повторяющиеся движения], сенсорная перегрузка и т.д. Кто-то может прийти в тревожном настроении, кого-то особенно сложно включить в процесс из-за проблем с сосредоточением внимания.
«У нас вырабатываются разные приёмы взаимодействия. Например, у Вани есть слова, которые вызывают негативную реакцию. Когда на занятии я даю определённые команды, он может выкрикнуть: “Не три-четыре!”, “Не давайте!”. Если на эти просьбы не обращать внимание, у него может начаться паника. Сейчас, когда такое происходит, я очень эмоционально говорю ему: “Ваня, извини, а как правильно? Не «репетировать», а «заниматься»? О, точно, извини, пожалуйста”. Как-то мы пробовали не обращать на его просьбы внимание, в итоге он стал нервничать. Ходил и повторял слова, которые просил не говорить. Я отвёл его в сторону, пока он продолжал повторять, Ваня попросил: “Скажи, «три-четыре»”. Я сказал, он ударил меня и сразу заплакал, потому что не хотел причинить боль. Ему нужно было аккумулировать это в себе и выплеснуть. После этого пришла идея искать синонимы. Я понимаю, что его нужно от этого отучать, потому что в жизни не все будут так под него подстраиваться, поэтому реагирую сразу и эмоционально – когда ты более активен, чем он, ему проще в полемику не вступать. Он исправляет нас всё меньше и меньше».
Результат — это процесс
Проект #ЗАживое существует два с половиной года. За это время, отмечают родители, ребята стали более эмоционально раскрытыми, появилась заинтересованность в общении со сверстниками и социальных контактах, некоторым ребятам стало проще выразить свои чувства и ощущения, у кого-то появляется более отчётливый глазной контакт (многие люди с аутизмом испытывают трудности при взгляде «глаза в глаза»).
«Чем мы занимаемся? Общением. У меня есть цель – объяснить, что такое эмоция, как она появляется в человеке. Это сложный путь — возможно, он займёт не один год. Вместе с участниками #ЗАживого мы и сами учимся эмоциональному восприятию, чтобы слушать и слышать другого человека. Как часто у вас бывает, что вашему близкому плохо, а вы делаете вид, что не замечаете этого?
В работе с профессиональными актёрами многие из приёмов, отработанные в #ЗАживом, находят отражение. Есть тренинги, которые я предлагаю ребятам, потом использую в классическом театре. Этих ребят нельзя обмануть, они очень круто объясняют мне, что работает и что не работает: когда нужно объяснить по-другому, не быть косноязычным. Тот же Ваня, как лакмусовая бумажка: когда он не понимает, то начинает нервничать – это моя вина, потому что я не смог доступно объяснить. Зато когда они всё понимают, начинают кайфовать: смеются, улыбаются – это очень важный момент в процессе работы.
Результат – это сам процесс: в нём много открытий и он намного важнее конечной точки – готового спектакля. Сейчас мы ищем материал, который можно было бы взять за основу: что мы, нейротипичные люди, можем предложить для осознанного диалога между всеми нами. Вот, что по-настоящему интересно».
Инклюзивный театральный проект #ЗАживое помогает молодым людям с аутизмом и другими особенностями ментального развития общаться друг с другом и с окружающим миром, а родителям этих ребят – почувствовать уверенность, что рядом есть люди, готовые поддержать. Это важно, потому что вопреки стереотипам, людям с аутизмом тоже нужно общаться с людьми, но из-за ментальных особенностей им трудно это делать и они часто находятся в социальной изоляции. Пожалуйста, подпишитесь на регулярное пожертвование в пользу проекта, чтобы он рос, развивался и продолжал менять жизнь людей.