Дата: 26.11.2021 Автор: Гертруда Тиунова Фотограф: Аня Марченкова
469
Помочь

Красное солнце

Диме — почти шесть лет, и у него аутизм. Мальчику трудно усваивать новые знания, он выражает свои чувства криком и только недавно научился не бояться тактильного контакта. Папа Димы анализирует каждую особенность поведения сына, чтобы помочь ему выбраться из своего мира.

Помочь

В доме, где живёт Дима с папой, мамой и сестрой Верой, с потолка свисают разноцветные самолёты на верёвках и бумажные снежинки, на стенах висят рисунки в рамках и картины из камня, которые делает его папа, Александр. Он занимается резьбой по камню и почти всё время проводит дома — мужчина взял отпуск по уходу за детьми, чтобы быть с Димой и Верой.

Творческий папа

На небольшой кухне в углу дивана сидит Дима. Не обращая внимания на вошедших, он поджимает под себя ноги и подносит к уху телефон. Играет песня группы «Кино», Дима бросает короткий взгляд на выход. Папа наклоняется к сыну, гладит его по волосам и говорит: «Поздоровайся, Дим». Но Дима не реагирует. Папа садится рядом с Димой, поправляет его носки, и спокойно объясняет сыну, как надо здороваться.

Папа Димы, Александр, — высокий, крепкий и улыбчивый. Он рассказывает об их частном доме, об огороде, где Дима любит играть. И от улыбки в уголках его глаз выступают небольшие морщинки. Папа торопливо рассказывает о бытовых заботах: мужчина устаёт, но днём ему помогает бабушка Димы. А вечером приходит мама Димы — она работает логопедом в местной школе искусств.

photo-dima-117.jpg
Дима лежит на небольшом диване на кухне/ Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

«Я пока в отпуске по уходу за детьми и всё время провожу дома. Вожу Диму в детский сад, где он может находиться только до обеда — спать не получается. Мы лепим из пластилина, рисуем, учимся считать и писать, ездим в бассейн», — рассказывает Александр.

Он создаёт изделия из камня — это его хобби и способ заработать. Малахитовые шкатулки и часы стоят на подоконнике кухни, картины из камня висят в рамках рядом с рисунками детей. Александр говорит, что творчество помогает ему отдыхать от заботы о двоих шестилетних детях.

photo-dima-144.jpg
Дима с сестрой Верой и папой Александром/ Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Двойняшки

У Димы есть сестра-двойняшка Вера — девочка старше брата на пять минут. Она развивается как нейротипичный ребёнок: ходит в детский сад, поёт песни, наизусть читает стихи, много рисует и считает на английском языке. До двух с половиной лет Вера и Дима развивались одинаково. Никто не замечал в мальчике изменений: он общался с другими детьми, водил хороводы, прыгал и бегал.

«В какой-то момент мы увидели, что Дима отстаёт в развитии: в два года он совсем не говорил, перестал контактировать с детьми», — вспоминает Александр. В два с половиной года родители повезли Диму на обследование в Екатеринбург — в их городе пройти нормальную диагностику было невозможно. Сначала семью послали к одному специалисту, затем к другому. Родители сменили нескольких врачей, прежде чем Диме поставили точный диагноз — аутизм. Без умственной отсталости.

«Мы не успели испугаться, — говорит Александр. — Надо было что-то делать с особенностями Димы: он не разговаривал, выражал свои эмоции истериками и криками, не ел обычную еду, не шёл на контакт, мы его понимали на сотый раз. Развитие диагноза шло как по накатанной».

photo-dima-34.jpg
Дима/ Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Все — мама, бабушка, дедушка и папа — пытались понять Диму. Он не обращал внимания на окружающих, остро реагировал на звуки, проявлял агрессию. Не любил мелодию из передачи «Спокойной ночи, малыши» и заставки перед началом фильмов. Мог прибежать из соседней комнаты и закричать. Родители не знали, как вести себя с ребёнком: мальчик почти не умел разговаривать и не мог выразить свои чувства и желания.

Мальчика раздражает голос постороннего или непонимание окружающих. Поэтому с Верой он ладит не всегда. С детьми в детском саду Дима тоже не контактирует. Когда ему кто-то понравится, он может посмотреть человеку в глаза. Для него это уже много.

Спокойно

Из соседней комнаты прибегает Вера. Она обхватывает папу за шею, садится к нему на колени, просит печенье. Дима, услышав знакомое слово, вскакивает с дивана. «Печенье», — резко и глухо говорит он. Папа передаёт ему горстку крекеров-рыбок. С довольным видом мальчик кладёт всю горсть в рот.

«Дима, нарисуй солнышко», — говорит папа. «Сол-ныш-ко», — повторяет мальчик по слогам и садится за стол, где стоит коробка с карандашами и альбом. Дима рисует солнце прерывистыми линиями, затем полностью заполняет фигуры красным цветом. Через несколько минут он начинает бить фломастером по листу и кричит: «Аааа-лыааа-быааа!».

Папа обнимает его за плечи и негромко произносит: «Димочка, спокойно, отпусти». Дима замирает и кидает фломастер на альбомный лист.

photo-dima-100.jpg
Александр играет с Верой и Димой/ Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Большое исследование

«Дима, иди ко мне, папа тебя обнимет», — говорит Александр. Дима подбегает к папе. «Па-па об-ни-мет, — медленно повторяет он. — Об-ни-мет».

Раньше Дима никого к себе не подпускал: не любил обниматься, не давал себя гладить. К тактильному контакту он привык в Центре восстановительной педагогики «Спектрум-А», которому помог открыться фонд «Я особенный». Туда родителям Димы посоветовали обратиться знакомые.

Дима начал заниматься в центре два раза в неделю по полтора часа. Постепенно он привыкал к педагогам и к общению со сверстниками. Родителям в Центре объяснили, что нужно анализировать поведение мальчика, чтобы лучше его понимать, и Александр начал своё большое исследование. Он общался с другими родителями, они обменивались опытом. Со временем мужчина изучил проявления диагноза.

«Дима не сразу реагирует на наши просьбы, может подолгу играть с одним предметом или стучать им по столу — рассматривать его часами — вспоминает Александр. — Он может долго сидеть в одиночестве и изучать свои руки, агрессивно реагировать на незнакомые и резкие звуки, бояться птиц, кошек и воды, — рассказывает Александр. Он научился справляться с агрессией сына. — Я придумал с ним играть в “сосиску”. Когда Дима кричит, плачет, падает на пол, бьёт ногами и руками обо все предметы, я заворачиваю его в одеяло и медленно разворачиваю обратно. Дима катится по полу и успокаивается.

photo-dima-10.jpg
Дима с папой Александром/ Фото: Аня Марченкова для Фонда Ройзмана

Один раз, когда я выводил Диму к бассейну за руку, он начал кричать и вырываться. Потом это повторилось. Я анализировал, почему он внезапно так стал себя вести. И потом понял», — летом Дима с помощью папы научился плавать, он перестал бояться воды. И в какой-то момент захотел сам выходить к бассейну, без помощи папы. Но сказать об этом не смог.

Дима занимался в Центре полтора года, в его развитии шёл прогресс. Он научился принимать прикосновения, называть простые предметы – стол, машинка. Или выражать желания: «хочу», «дай печенье».

«Об-ни-мет»

Дима ещё многого не может, и занятия в Центре резко прекратились, потому что «Спектрум-А» закрылся — Министерство соцполитики не выплатило Центру деньги за оказание социальных услуг, и от аренды помещения пришлось отказаться. Александр надеется, что Центр «Спектрум-А» продолжит работу, а он сможет окружать сына пониманием и заботой и помочь ему адаптироваться к сложному внешнему миру.

Работа «Спектрум-А», где занимался Дима, остановлена, потому что собственник лишил их помещения, а для нового здания нужна большая сумма. Пожалуйста, сделайте небольшое пожертвование в пользу центра: важна любая сумма. Так вы поможете Диме и десяткам детей с таким же диагнозом полноценно развиваться и получать качественную помощь педагогов.

Спасибо, что дочитали до конца!

Благотворительные организации и социальные проекты решают важнейшие социальные проблемы, с которыми не может справиться государство. Они системно помогают людям, образуют общественный диалог на тему насущных проблем, будь то социальное сиротство, социально значимые заболевания или экстренная помощь пострадавшим от насилия людям или животным.

Вы можете поддержать описанное НКО, оформив ежемесячное пожертвование по форме ниже, чтобы сотрудники могли планировать работу, расширяться и просто продолжать поддерживать тех, кому это необходимо. Спасибо за ваше неравнодушие!



Назад

Отправьте SMS на короткий номер 3443 с текстом сообщения: ЛЮДЯМ 100

«ЛЮДЯМ» - идентификатор пожертвования нашего фонда, 100 — сумма пожертвования в рублях.

Обратите внимание, что между идентификатором и суммой обязательно должен стоять пробел!

Для пожертвования конкретному проекту, укажите его название после суммы, поставив между ними пробел.

Услуга доступна для абонентов «Билайна», «Мегафона», «МТС» и «TELE2»

Комиссия с абонента — 7,5 %.
Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты


Уральский банк ПАО Сбербанк
БИК 046577674
к/с 30101810500000000674
р/с 40703810716540002434
ИНН/КПП 6685104760/668501001

Ф ТОЧКА БАНК КИВИ БАНК (АО)
БИК 044525797
к/с 30101810445250000797
р/с 40703810710050000610
ИНН/КПП 6685104760/668501001